Заказать звонок

Как проверить работоспособность электродвигателя

8 ноя 2024
#Электродвигатели
Как проверить работоспособность электродвигателя

Электродвигатели — неотъемлемая часть предприятий тяжёлой и лёгкой промышленности. Они используются в станках, вентиляторах, насосах и других механизмах. Эти устройства также популярны в быту. Однако в процессе эксплуатации возможны поломки, которые невозможно определить при визуальном осмотре. В этой статье мы расскажем, как проверить устройства на работоспособность, не обращаясь за помощью к специалистами.

Прежде всего при проверке электродвигателя стоит обратить на внешний вид оборудования.

Внешний вид

При осмотре электродвигателя обращайте внимание на следующие моменты:

  • сломанная подставка;
  • повреждённые монтажные отверстия;
  • наличие грязи, копоти или других веществ внутри двигателя;
  • потемнение краски в середине агрегата, что указывает на перегрев.

Наличие маркировки

На наружную сторону электродвигателя прикрепляется металлическая табличка с информацией о его характеристиках. На ней указаны: производитель, тип корпуса, мощность, серийный номер и модель, число оборотов ротора в минуту, требования к фазе и напряжению, схема подключения к разным напряжениям для получения желаемого направления вращения и скорости, а также потребляемый ток и тип статора (закрытый, обдуваемый вентилятором, брызгозащищённый и т. д.).

Подшипники

Если внешний вид агрегата не вызвал вопросов, переходите к осмотру подшипников. Они располагаются в нишах на обоих концах вала. Подшипники — это важные детали в электродвигателе, которые обеспечивают его работу. Для проверки подшипников выполните следующие шаги:

  • Поместите электродвигатель на твёрдую поверхность.
  • Прокрутите ротор вручную.
  • Положите свободную руку на верхнюю часть корпуса.

Равномерное, свободное и спокойное вращение ротора указывает на исправность двигателя. Трение, неравномерное вращение и скрежет могут свидетельствовать о неполадках. Допустимый люфт ротора составляет 3 мм, но в идеале он должен стремиться к нулю. Чтобы определить люфт, потяните и потолкайте ротор из статора за ось.

Обмотки

Обмотки являются важной частью электродвигателей, однако они подвержены различным дефектам, таким как короткое замыкание на корпус или обрыв. Для проверки состояния обмоток используется омметр.

Чтобы проверить обмотки на короткое замыкание, установите омметр в режим измерения сопротивления и подключите щупы к гнёздам «Общий» и «Ом». Выберите шкалу с наивысшим множителем и установите стрелку на «0». Затем один из щупов прибора прижмите к винту для заземления или другой металлической части корпуса, а второй щуп присоедините ко всем электрическим контактам машины поочерёдно. Если стрелка омметра лишь слегка отклоняется от самого высокого сопротивления, с обмоткой всё в порядке.

Для проверки обмоток на обрыв переключитесь на самый низкий диапазон омметра и установите стрелку на ноль. Затем повторно измерьте сопротивление между проводами агрегата. Если значение высокое, вероятно, имеется обрыв обмотки. В таком случае двигатель либо не будет работать вообще, либо регулятор скорости откажет.

Вентилятор

Полностью закрытые двигатели с воздушным охлаждением оснащены вентилятором, расположенным в задней части за металлической решёткой. Необходимо проверить надёжность крепления вентилятора и отсутствие его «болтания» при включении. Загрязнение отверстий решётки может привести к затруднению движения воздуха и перегреву двигателя. Однако эту проблему легко решить путём очистки решётки.

Пусковой конденсатор

Чтобы провести детальную проверку конденсатора, вам потребуется омметр. Прикоснитесь щупами к выводам конденсатора, и омметр должен показать сначала низкое, а затем постепенно увеличивающееся значение сопротивления. Это нормальное поведение, потому что небольшое напряжение от батареек омметра заряжает конденсатор. Если сопротивление не растёт, это указывает на неисправность. При повторном тестировании конденсатор нужно разрядить.

Задняя часть картера

В этой части двигателя могут находиться центробежные переключатели, предназначенные для подключения цепей или переключения пускового конденсатора. Важно, чтобы контакты реле были чистыми и не пригоревшими. Их можно легко очистить от жира и грязи. Механизм выключателя проверяется с помощью отвёртки: если пружина работает свободно, значит всё в порядке.

Учитывайте тип электродвигателя и условия его эксплуатации. Для работы во влажных помещениях или при возможности контакта с водой выбирайте брызгозащитные модели. Открытые двигатели лучше не устанавливать в сильно загрязнённых помещениях. Следите за тем, чтобы агрегат работал в установленном режиме без перегрузок и регулярно проверяйте его узлы.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Более информативным методом выявления неисправностей электродвигателей является прозвонка мультиметром. В первую очередь проверяется целостность обмоток.

  1. выводы разбиваем попарно;
  2. включаем прибор на измерение сопротивления;
  3. выставляем диапазон 200 Ом;
  4. поочередно проверяем обмотки.

Ожидаемые результаты — одинаковые показатели омметра, на одной из обмоток ноль, на обмотке бесконечность.

Если результаты одинаковы, обмотки считаются исправными, и прозвонка должна быть продолжена. Разница в сопротивлении между соседними обмотками может составлять не более 10 %. Если показания равны нулю или бесконечности, это означает, что обмотка либо короткозамкнута, либо разомкнута. В обоих случаях двигатель требует разборки и ремонта.

Затем проверяем сопротивление между корпусом и обмотками. Если имеется короткое замыкание, сопротивление будет небольшим. Если всё в порядке, сопротивление должно быть большим (МОм). Если есть пробой на корпус, двигатель также нуждается в ремонте. Устанавливаем диапазон измерений на 20 ГОм. Один щуп размещаем на корпусе, а другой — на выводе фазы.

Проверка борно

Если результаты прозвонки мультиметром вызывают сомнения, нужно проверить клеммную коробку (борно). Сначала осмотрите провода на предмет подгорания и проверьте болты, которые крепят провода и выводы обмоток. Для оборудования, работающего в условиях вибрации, такие неисправности являются распространёнными. Затем восстановите нормальное состояние коробки и проверьте обмотки на наличие обрывов или межвитковых замыканий.

Как определить межвитковое замыкание

Межвитковое замыкание статора является одной из частых причин поломок электродвигателей, составляя до 40 % от общего числа. Для проверки обмоток используются специальные приборы, однако мультиметр также позволяет получить достоверный результат. Необходимо измерить сопротивление на каждой обмотке и сравнить полученные значения.

Если на одной из обмоток есть замыкание, разница в показаниях будет значительной. Как и другие повреждения, например, обрыв обмотки или замыкание на корпус, межвитковый пробой требует разборки двигателя и ремонта в специализированной мастерской. Однако многие современные бытовые электродвигатели могут быть непригодны для ремонта.

Зная, как проверить электродвигатель на исправность, вы сможете выбрать не бракованный, исправно работающий экземпляр и избежать многих проблем.

Читайте также